30-го сентября Думитру Цыра дал интервью для сайта kp.md
Это замечательное интервью, с интересными вопросами и ответами, но, к сожалению, оно никогда не будет опубликовано из-за политического давления. Улыбайтесь, это бесплатно. За свободу прессы Партия Социалистов уже заплатила.
“У Иона Чебан комплекс нереализованных амбиции связанных с примэрией, в том плане что вот у нас Лупу был вечный кандидат в президенты, а Ваня Чебан вечный кандидат в мэры”.
Второй этаж, кабинет примара и вокруг вас будет полно людей, которые будут вам тихо противодействовать. Вы уверены, что вам удастся поставить на их место профессионалов?
Знаете, я начал работать в 17 лет. В 18 я работал уже в трёх местах. В 21 год я окончил первый мой факультет и начал работать в банке. За 22 года осознанной работы у меня всегда всё получалось – без того чтобы воровать, без того чтобы делать кому-то поблажки. И речь не в том чтобы идти на конфликт, входить в определённые конфронтации с этими людьми. Речь о том, что есть правильные вещи и неправильные вещи. Есть вещи, которые делаются для общества и есть вещи, которые люди как-то скрывают и делают, прячась или втихаря для своего кармана. У меня есть квартира, у меня есть машина, у меня есть семья. У меня нету необходимости построить себе три дома. Если я захочу построить себе дом, я построю себе его. Просто на сегодняшний день это не целесообразно. Да, я готов.
Но вы сможете? Как вы думаете?
У меня есть достаточно сил и да, я смогу, потому что всю свою жизнь я работал с профессионалами и всё получилось.
А у вас есть команда профессионалов?
В медиа я построил около… Инструктировал скажем так.. Я работал на протяжении девяти лет… Ну может быть более 600 журналистов, которые живут в Кишинёве, рожают детей в Кишинёве, и до сих пор работают. Более половины из них не были профессионалами. Но построив правильную систему они стали достаточно быстро, в течении года-двух, они стали профессионалами. То же самое должно произойти с мэрией. Дорогами должны заниматься дорожники, водой – люди которые знают, инженеры которые знают, что это означает и как это надо делать, и так далее, и так далее. Каждый должен быть на своём месте. Я в качестве мэра должен быть хорошим управленцем – это первое. Приоритет номер один, не декларативный, приоритет номер один это люди. То есть мэр должен уметь слушать, прислушиваться, и мэр должен думать о каждом человеке – не важно он доктор, водитель троллейбуса, ребёнок, студент и так далее. Что с ним случается в момент, когда он утром закрывает дверь своего дома. Как он наступает на тротуар, чтобы не убиться и поломать ногу. Как он переходит дорогу, если нету нарисованной „зебры” там. Как он садиться в летающий троллейбус, есть там кондиционер или нет, шпроты там они или нет. Как он доезжает до работы, как он заходит на работу, где он кушает, где он спит и т.д. и т.п. Все эти моменты, они должны быть продуманы практически индивидуально. Мы не мегаполис. За 20 лет можно было уже познакомится с каждым, скажем так. В субботу я был на базаре, говорил вот с доамной Ниной, которая там подметает уже 10 лет. Я спросил, когда у вас в последний раз был мэр.
На базаре имеете в виду?
На базаре. Она никогда его не видела. Никогда.
А что за базар?
Центральный базар. Центральный рынок. А это 10 минут пешком идти и спросить: „Доамна Нина, что вам нужно?”, и доамна Нина расскажет. Она расскажет, что ей нужны… Нужна обувь зимняя, что ей нужно сменная одежда, не одна одежда, а две одежды, две куртки. Как она убирает снег, не смотря на то, что это не её ответственность. Кто там мусорит вообще. Очень много нюансов, и это заняло реально полчаса. Я думаю за четыре месяца можно обойти всё в этом городе. А вот после четырёх месяцев можно уже сделать городской референдум и узнать у людей. Как они хотят, чтобы выглядела их улица. Как они хотят чтобы выглядел их район где они живут, и так мы дойдём до того как они хотят чтобы выглядел этот город. Я думаю в последние две недели, вот спрашиваю себя, где для меня есть happy place – счастливое место в Кишинёве, радостное место в Кишинёве.
И вы его не находите?
И у меня нету его. Я хочу стать мэром чтобы их было много. Для каждого гражданина этого города. Потому что все остальные скажем так коллеги по ЦЕХу, они все рассказывают, как они будут строить дороги, как они будут строить парковки.
Это глобальные вопросы…
А это стандартные обязанности мэра. Мы не должны говорить о дорогах – как они будут строить или как мэр будет строить дороги. Это его обязанность. За эти дороги мы уже заплатили. Вообще Кишинёв очень богатый город. Бюджет Кишинёва, официальный бюджет, я уже не говорю про неофициальный или про теневую экономику, официальный бюджет города 4.2 миллиарда леев. Если бы оттуда не воровали 50%, у нас были бы и дороги и так далее.
А что, 50%?
Ну… Знаете почему у нас плохие дороги?
Воруют?
Потому что бетон ставят не того стандарта, а на два стандарта ниже. Вот поэтому они и портятся. Есть города на севере где не портиться асфальт. Есть города на юге, где жарище 50, 60 градусов. Там не портиться асфальт. А у нас портиться асфальт. Это не тот стандарт. И тут очень просто. Тут… 2+2.
Понятно…
Ставишь все компоненты, смотришь реально, чтобы там не было компании двоюродного брата, звонок друга из партии, зайдите послезавтра, скоро новый год, все, всё этого не должно быть. Этого у меня в жизни и не было. Поэтому я уверен, что да, я смогу.
Хорошо, давайте тогда перейдём к следующему вопросу. Какова реакция на вашу необычную и улыбчивую кампанию?
Реакции.. ну не то что абсолютно неожиданные. Реакции очень хорошие. Во первых, реакции процентов на 40 выше чем мы ожидали по скорости. Люди начали подтягиваться, заклеивая стикеры „Улыбнись, это бесплатно. Голосуй это важно”, потому что на обратной стороне стикера есть надпись „Заклей этот стикер на проблему в Кишинёве”. И люди очень искренне, скажем так даже ответственно как-то относится к этому, то что меня лично очень радует, и всю нашу команду. Это во первых. Во вторых международная пресса залезла на эту тему уже, опять же интересно. И это только начало. То есть, мы за четыре дня охватили больше 120.000 людей только в интернете. Уже не говоря о личном контакте. Ну, это скажем так: Нобычно, молодёжно, интересно.
А вот на ваш взгляд, всё-таки ну вы перечислили ряд проблем. А какова на ваш взгляд самая большая проблема в Кишинёве? Именно воровство?
Да. Самая большая проблема в Кишинёве это примэрия. Примэрия которая не в состоянии организовать людей, которая не в состоянии организовать процессы, которые просто забита родственниками, половина которых, живут очень хорошо и радуются этому, и другая половина которая бедствует , живя на зарплату в 2500 лей, 2400, извините, и которые каждый день с утра до ночи нервничают и злят горожан, потому что они не удовлетворены. Они не любят свою работу. Они не любят, потому что с ними не общаются, потому что условия их работы не хорошие. Никто из не спрашивает: „в чём ваша проблема? Что вам нужно для того чтобы радостно работали, и помогали горожанам?”.
Они скажут повысить зарплату.
Повысить зарплату, да. Примэрия города Кишинёв является самым большим работодателем в стране. Извините, если кто-то не в состоянии, они должны уйти. И тут не речь даже о последних двух годах, когда забаламутили всё в примэрии в плане политического влияния. Или скажем так не существование полноправного мэра. Речь идёт о последних 15-20 годах – это не системная работа. В момент, когда существует система, примэрия должна работать как софт. Примэрия должна работать как робот. Подал документы – если там написано 3 дня, значит это 3 дня. Это не “зайдите через неделю”, “перезвоните послезавтра”, и так далее. Нет, это 3 дня. Это обязанность государства, примэрии. Выдать этот документ, ответить человеку и это обязанность, она должна исполняться. Человек не должен бегать за примэрией, потому что человек платит примэрии за её работу. Это примэрия должна бегать за человеком и спрашивать „извините, вы поскользнулись, как это получилось, может там этот бордюр нужно поменять или вообще его снять?”. А у нас просто бордюра нету. Поэтому человек и упал.
Аха, а на ваш взгляд вот вы говорили 15-20 лет… А когда на ваш взгляд в Кишинёве было хорошо? Когда город динамично развивался?
Вообще или для меня лично?
Для вас лично.
Для меня лично это наверно было в детстве, когда я вообще ничего этого не понимал. Да, я был счастлив и вот это счастье из детства я хочу построить в Кишинёве. Чтобы дети могли радоваться, чтобы взрослые могли радоваться. Чтобы возможно было пройти с коляской по тротуару. Чтобы было освещено. Чтобы были „зебры”. Чтобы переходя дорогу не было риска упасть в канализационный люк или поскользнуться в какой-то яме, и задавит машиной. Чтобы эти троллейбусы в обед… Их надо меньше, а утром и вечером их надо больше. И это просто. Это просто меняется график. Это просто докупается один троллейбус и меняется график, и всё. И все ездят нормально.
А на ваш взгляд, какие первостепенные проблемы, задачи, нужно решить в городе? Ну и имею ввиду в городе, на пример дороги… Что именно в первую очередь?
В первую очередь нужно решать проблему примэрии.
Да, вы говорили.
И она заработает.
И уже по всем проблемам.
Да, заработает сразу же по всем направлениям. Пригород. Они живут в 18-ом веке ещё. Мне стыдно. Мне стыдно за наш город, мне стыдно за пригород.
А что вы имеете ввиду в 18-ом веке?
Они ходят в уборную на улице. У более половины из них нету воды в доме. Транспорт до 20:00, до 21:00. Люди, которые работают в сменах ездят на такси как миллионеры, как богатые горожане. А это не сложно. Это вообще не сложно. Это даже не то что проблема, это вопрос которому необходимо уделить 15-20 минут и он решается.
Вы имеете ввиду по поводу транспорта.
По поводу транспорта. Найти автобусы которые моего возраста уже наверное. То есть это не гуманно вообще. Это просто не правильно. Это в корне не правильно. И это только из-за того что примэрия не думает об этих людей. Воспитание, культура, кинотеатры, центр для молодёжи – чем занимаются дети? Это всё вопросы, которые очень важные, потому что эти дети через пять лет они уже будут молодёжью. И это даже не идеологические темы. Это просто элементарные, насущные темы. Этот ребенок, которого отвозят или сам идёт в школу утром – как он идёт обратно домой? Его забирают, не забирают. Его отвозят, не отвозят. Как он кушает, когда он кушает, что он кушает. Что с ним происходит в школе. Дерутся, не дерутся. Заходят чужие люди туда, не заходят. Это очень важные вопросы. Очень, очень важные вопросы. Пригород производит, начиная от помидор, мяса, и т. д. для Кишинёва. Никто их не принимает. Никто им не устраивают условия. Разве сложно устроить мобильные рынки на выходные? Просто закрывается часть улицы и люди приходят. Во всём мире происходит это. И это речь даже не о том, чтобы дать им возможность, чтобы они продавали эту продукцию. Эти мобильные рынки праздник для города. Мы за последние 5 лет отремонтировали музеи на донорские деньги, и это счастье. Мы не построили не одного нового музея, мы не построили не одного нового театра. Кинотеатр Одеон умирает. Ни звука, ни света, ничего. Опять же, это не сложно. Это 10-15-20 минут собрать всех, взять метлу, подмести, и это будет делаться.
А как бы вы оценили своих конкурентов? Вот кто из них на ваш взгляд является вашим потенциальным сильным конкурентом?
Потенциальным сильным ну, на сегодняшний день, исходя из того что до выборов ещё 3 недели и все что происходило до сих пор, скажем так не считается, да? Потому что сейчас в принципе начинается реальная гонка и борьба. Пресса говорит о двух фаворитах – это Чебан и Нэстасе. честно говоря… им должно быть стыдно что они участвуют.
Почему?
Потому что во первых, Кишинёв это не должно быть про политику. Они оба выдвигаются как супер профессионалы и так далее в градостроении, они знают как строить тысячи парковок , как строить… детские площадки. Они всё знают вообще, не смотря на то, что один… даже не знаю, кто на кого учился там. С другой стороны, если очень кратко, я думаю у Иона Чебан комплекс не реализованных амбиции связанных с примэрией, в том плане что вот у нас Лупу был вечный кандидат в президенты, а Ваня Чебан вечный кандидат в мэры. Более того, с полной ответственностью хочу заявить и передать ему, что Ваня Чебан мэром Кишинёва не будет.
Почему?
Потому что и в этот раз у него не получится. Насчёт Нэстасе вообще проще. Знаете, в детстве мы писали там, не знаю, Ваня + Люба = любовь и так далее. Нэстасе + Кишинев = Киртоакэ. Всё что произошло с городом, с людьми города на протяжении того времени, как Киртоакэ был мэром, то же самое ожидает город и людей если Нэстасе станет мэром. 98% идентичности по типажу. Первое что он сделал, назначил начальником полиции своего кумэтра. Партия, родственники. Я уже про братьев и двоюродных братьев Цопа, которые не являются родственниками, кстати, это для читателей. Абсолютная связь и знаете, меня поражает то, с какой серьёзностью они говорят как они будут там бороться с коррупцией. У них лица настолько серьезные, как и коррупционные схемы которые они уже делали, и которые наверняка будут делать дальше. Для меня Нэстате это Киртоакэ. И они оба, и Чебан и Нэстасе, ведут себя как-то как кумэтры. То есть, у них нету дебатов, у них нету споров. То, что писала пресса и говорили эксперты практически две недели назад, что есть какая-то скрытая договорённость между ними насчёт кампании и результатов. Их поведение это подтверждает. Я знаю, что у Вани Чебана есть домашние тапочки в здании парламента, значит парламент его дом. Он должен там жить и работать. Примэрия это не его.
Скажите, но у нас в принципе всегда принято так, что должность мэра всегда являлась политической. Вы говорите о том, что эта должность должна быть аполитичной.
Она была политическая, она и есть политическая, но она не должна быть политическая. Из-за того, что она была политическая, вот мы имеем то, что имеем на сегодняшний день в городе.
Последний вопрос задам вам. По результату опросов, почти половина населения (40%), не знает за кого голосовать и не хотят идти на выборы. Что бы вы им посоветовали? Что бы вы могли им сказать со страниц нашей газеты?
Ну, во первых это именно из-за этого мы начали кампанию „Улыбайтесь, это бесплатно. Голосуйте, это важно”. 40% – никогда не было так много. И более того, эти цифры идут в рост, несмотря на то, что приближается голосование – то, что атипично. Всё это происходит из за политизации общества. Из-за того что люди устали от политики в примэрии. Из-за того что они просто хотят чтобы город был городом. Город был не партией такой-то или другой-то, а город был ихним городом. Городом людей, которые знают, что они могут зайти к примару, они могут спросить с него… даже не с примара, и не только с примара а с примэрии. И этот процент настолько великий из-за того что люди уже не верят. Есть куча людей, которые разочаровались. Люди, которые считают себя обманутыми. Люди, которые говорят что всё равно ничего не поменяется. А ничего не меняется, потому что они голосуют партии.
Ну что бы вы им посоветовали?
Я бы посоветовал им проголосовать за меня, во первых. Проголосовать за человека, который реально хочет сделать, не просто говорит или который не зависит от партии, не зависит от родственников или от двоюродных братьев. У меня уже половина родни уехала за границу, всё тянут меня за ними. Но я не хочу. Я не хочу, потому что я люблю свой город. Даже будучи в Министерстве Иностранных Дел, я не хотел в миссии. Мне предлагали два раза ехать послом, и я отказался. Там нечего делать. Есть очень много работы в Кишинёве, есть очень много работы в стране и вот весь этот человеческий ресурс, который является самой важной ценностью нашей страны и города. Самой важной ценностью страны и города являются люди. Этот человек – каждый из нас который живёт в Кишинёве, который платит налоги, который платит за хорошие дороги, за парковки которые мэр и так и так должен сделать. Чебан говорит, что построит тысячи парковок. Давайте построим для каждой машины парковку. Я знаю точно 57 уголовных дел, которые будут возбуждены в первые четыре месяца. Я приду и сделаю аудит затрат и закупок и я думаю их станет 557, 1557. Потому что всё это уже длится 15 лет, если не больше. И каждый украденный лей или потраченный неправильно или не целесообразно – его нужно вернуть. И тогда бюджет города не будет 4.2 миллиарда, а 8.2 миллиарда.
Спасибо.
Вам спасибо.
Comments are closed.